ФЭНДОМ

Человек и волк... сложные отношения - статья про отношения волка и человека.

Что общего у волков и людей? Править

И волк, и человек живут семьями. Они очень привязаны к семье и все вместе заботятся о потомстве. Если на их территорию вторгаются враги, они отчаянно защищаются. В социальном отношении ни одно животное не похоже на человека до такой степени, как волк.

Это связано с тем, что волк и человек от природы являются охотниками на крупную дичь, при этом отличаясь относительно небольшими размерами. Лось или зубр раз в десять тяжелее волка. Чтобы добыть такое животное, нужны усилия нескольких охотников. Одни выслеживают и травят добычу, другие сидят в засаде. Самые опытные первыми бросаются на добычу. Остальные наносят раны до тех пор, пока, наконец, не удаётся повалить её и убить.

Совместная охота означает сосуществование. Одни члены семьи, преимущественно сильные самцы отправляются на охоту и добывают пищу, в то время как другие, в основном самки заботятся о потомстве. Детёныши волка, так же как и дети людей, долго остаются зависимыми от родителей. Поэтому в стае, как и в большой семье, бок о бок живут несколько поколений, которые взаимно поддерживают друг друга, хотя иной раз доходит и до ссор, связанных с притязаниями на главенство со стороны старших и бунтом молодых против многочисленных указаний <<сверху>>. Соседствуют как любовь и забота, так и гнев и ревность, как бесконечная терпимость и снисхождение, так и упрямство и враждебность.

Как жили волки и люди во время ледникового периода? Править

К концу ледникового периода из охотников на крупную дичь в тундре остались лишь волк и человек. Отношения их небыли дружескими, ведь оба претендовали на одну и ту же добычу, но приходилось друг друга терпеть. Волки пробирались к пещерам и стоянкам человека и доедали останки его богатых охотничьих трофеев. Тем самым они приносили пользу - наводили чистоту в поселениях. В трудные времена и люди могли отнимать у волков их добычу, а возможно, даже убивать и съедать самих волков

Так они жили долгое время, волк и древний человек, бок о бок. Не было ни серьёзной вражды, ни тесного сближения. Всё изменилось, когда около 15 тыс. лет назад человек впервые начал приручать молодых волков и сделал из волка собаку. С этого момента ни одно животное не любили так, как <<ручного волка>, и ни одно ненавидели так, как дикого волка, жившего в лесах.

Самые древние на сегодняшний день кости собаки обнаружены в захоронении позднего палеолита. В то время в Европе царил холод: цветущих растений не было, росли лишь низкорослые кустарники, травы, мхи и лишайники. Кажущаяся такой пустынной тундра давала пищу огромным стадам северных олений, на которых, в свою очередь, охотились и волк, и человек.

Для охотников это было прекрасное время. Люди с большим искусством делали оружие и рабочие инструменты из камня, украшали стены пещер чудесными наскальными рисунками и с пышностью хоронили умерших.

Почему первым прирученным животным стал волк? Править

До сих пор многие ученые считали, что человек совершенно осознанно приручил волка в конце ледникового периода, чтобы использовать его в своих целях. И сделали это мужчины, которым волк нужен был как защитник или спутник на охоте. Но как мужчинам удалось приручить маленьких волчат?

Ведь ручными волки становятся лишь в том случае, если их отнимают от матери совсем маленькими - до 12 дней жизни, когда они откроют глаза, их искусственно вскармливают. Если сделать это позже, у щенков формируется ярко выраженное избегающее поведение. Особенно они опасаются человека, ведь он - их главный враг. А если волк уже испытал этот страх, то привязанности от него ждать не приходится. Если же отнять детеныша от матери своевременно, то он будет рассматривать человека как сородича. Он станет <<ориентироваться на человека>>, как собака, которая привязывается к нему и предпочитает оставаться с хозяином, а не со своими сородичами.

Тесная связь между собакой и человеком уникальна. Ни одно другое животное, даже кошка или лошадь, не привязано к человеку до такой степени, как собака. Это свойство она унаследовала от волка, который, чтобы успешно охотиться на крупную дичь, должен быть в тесном контакте стаей.

Но в отличие от собаки, щенок волка должен попасть к людям очень рано. В возрасте до двух недель он еще питается материнским молоком. А значит, чтобы вырастить волчонка, нужно молоко. Сегодня искусственное питание для щенка можно купить в любой аптеке. Но в те времена, когда человек каменного века приручал волчат, ещё не существовало домашних животных, дающих молоко, таких как коровы, овцы или козы.

Как был приручен волк? Править

Приручить подобранных волчат могла только женщина. Даже в наши дни в ряде стран женщины вскармливают своим молоком детёнышей домашних животных. Только женщина могла дать щенкам тепло и ласку, которые так необходимы малышам. Так поступали многие женщины, и вскоре в поселениях появились ручные волчата. Дети играли с ними, а женщины радовались совместному взрослению людей и животных. Только мужчины не видели смысла в том, чтобы кормить лишние рты. Многие из воспитанных волчат убегали обратно, к сородичам, и снова дичали. Но самые ручные оставались с женщинами и детьми. Точно так же, как дикие волки заботливо и терпеливо ухаживают за своими щенками, ручные волки заботятся о щенках своей новой семьи. Они лежат рядом с ними, вылизывают, если испачкались, и защищают их от любой опасности.Многие собаки тоже боятся о младенцах своей семьи. Так что тот, кто приручил волка, был отнюдь не мужчиной, а женщиной. Благодаря этому случаю началось приручение домашних животных. Так охотники и собиратели ледникового периода превратились в пастухов и земледельцев послеледниковой эпохи. И сегодня многим невдомек, что этот важный этап в развитии человечества начался именно с приручения волка.